День защитника Отечества — это важный праздник для всех мужчин нашей страны. Но напрямую он касается тех представителей сильного пола, кто уже по-настоящему защищал Родину. И на нашем «Самарском Стройфарфоре» таких людей оказалось очень много: двести двадцать семь работников имеют воинские звания, а некоторые из них принимали участие в военных действиях.
Я поговорила с четырьмя мужчинами, чтобы узнать, как проходила их служба и почему этот праздник имеет к ним непосредственное отношение.
Бежанов Геннадий Васильевич
Звание: полковник.
Место службы: Приморский край.
— Почему Вы связали жизнь с военной службой?
— Служба в Армии всегда была почетной обязанностью гражданина страны. Конец 70-х годов характеризовался борьбой двух систем: социализма и капитализма. Все понимали, что нашу страну Запад в покое не оставит и ее надо будет защищать.
Я мечтал о службе в пограничных войсках, которые на тот момент были в структуре КГБ СССР.
— А почему именно пограничная служба?
— Я еще учился в машиностроительном техникуме на 3-м курсе, когда мы с моим другом поехали к его родственникам, в Крым, отдыхать.
Так получилось, что поблизости с пляжем находилась пограничная застава. И вот, лёжа под южным солнцем, я любил разглядывать вышки, прожекторы, локаторы, а каждый вечер наблюдать, как пограничники, такие стройные, подтянутые и аккуратные, выходили на охрану участка. Мы с другом тогда сразу решили, что тоже пойдём в погранвойска.
Приехал я домой, и начал выписывать журналы про границу. И вся эта романтика начала затягивать меня всё больше и больше. Журнал «Пограничник» в те годы — это погоня за нарушителями, расследования преступлений, бравые приключения. Я стал хорошо учиться, подняв свой средний выпускной балл до 4,52, и легко поступил в Алма-Атинское Высшее пограничное Краснознаменное командное училище КГБ имени Ф.Э. Дзержинского.
Присягу Родине давал в конце августа 1979 года. Могу хоть сейчас всю наизусть рассказать.
— Расскажите о самом ярком событии в течение Вашей службы на границе.
— Ярких событий на службе всегда было много. Обстановка менялась каждые сутки, тем более на границе с Китаем. Мне пришлось быть начальником трех застав, в том числе заставы им. А.З. Краева Гродековского пограничного отряда. После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе вернулся в родной отряд и командовал пограничной комендатурой. За задержание группы китайцев из 5 человек был награжден медалью «За отвагу». Всего за время службы получил 10 наград и лично задержал 11 нарушителей государственной границы. Окончил службу в должности начальника Отряда Пограничного контроля.
Славецкий Анатолий Анатольевич
Звание: полковник.
Место службы: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Ингушетия, Молдавия, Чечня, Ставропольский край и Самара.
— Расскажите о начале Вашей военной карьеры?
— Начинал я танкистом, заканчивал танковое училище, в 1989 году в связи с тем, что начались реорганизации перевелся во внутренние войска, в знаменитую дивизию «ДОН-100», и там, во внутренних войсках, до самой пенсии служил.
— Чем знаменита дивизия «ДОН-100»?
— Сотая дивизия — это дивизия оперативного назначения, которая почти всё время находилась в командировках. Начиная с 1989 года: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Ингушетия, Молдавия и так далее. С 1994 года — Чечня: первая и вторая компании.
— Как Вы оказались в Самаре?
—В 2000-м году я перевёлся в Ставропольский край. Там был третий отдельный центр подготовки личного состава, готовили к службе в Чечне. И вот только в 2006 году я попал в Самару. И, получается, уже здесь заканчивал службу в 35-ой отдельной бригаде.
— Какое событие было самым ярким за службу?
— Что войны нет. Самое плохое, что может быть — это война. Вообще, это время вспоминать не люблю… В 96-ом попали мы в тяжелую засаду, вышли хорошо: пять тяжелых, двенадцать легких. Вот это — самое хорошее воспоминание, что все остались живы.
— Можете ответить, почему Вы отправились на войну?
— Воюют всегда за то, чтобы другие были живы, по-другому не воюют.
— Вы помните присягу?
— Конечно, помню слово в слово до сих пор. Такое не забывается.
Каримов Мухаммаджон Негматович
Звание: майор.
Место службы: боевые подразделения пограничных войск.
— Расскажите о Вашей военной карьере?
— Службу начинал в пограничных войсках КГБ СССР, спецподразделение Сигма. В 1997-ом году будучи лейтенантом пришел в Федеральную пограничную службу на должность заместителя командира роты охраны. Потом ту часть расформировали, я уволился и восстановился в 201-ой военной базе. Затем меня отправили в 149-ый гвардейский мотострелковый Ченстоховский Краснознаменный, ордена Красной звезды полк. После я оказался в другом боевом подразделении — Стаховском полке в составе 201-ой военной базы, она находилась на приграничной территории с Афганистаном. Стал заместителем командира мотострелкового батальона, отдав этому подразделению 6 лет. В моём подчинении было 380 человек, 7 подразделений. Закончил службу во 2-й Гвардейской Армии заместителем командира части. В 2010 вышел на пенсию в звании Гвардии майор.
— Что можете вспомнить о службе?
— Служба проходила в боевых подразделениях. Общая задача была борьба с международным терроризмом, с транснациональными наркогруппировками, в которые входили представители Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Турции, Ирана и т.д. Мне довелось сопровождать военные грузы, боеприпасы. Тогда была антиталибовская коалиция, возглавлял ее афганский лидер — генерал Ахмад Шахсуд. Россия была заинтересована в том, чтобы ограничить трафик наркотиков и оружия на свою территорию.
— Мы слышали, что Темур, Ваш сын, пошёл по стопам отца. Это правда?
— Да, это так. Мой сын — военный, служит в спецназе войсковой разведки. Сейчас уже в 3-ей командировке. Награждён двумя медалями от президента Российской Федерации: медалью Жукова и медалью Суворова. Освобождал Восточную Гуту в 2018 году. Он там нашёл секретную тюрьму, где вербовали террористов в ИГИЛ. Репортажи об этом показывали по 6-и федеральным каналам
— Почему Вы предпочли военное дело?
— Потому что не было работы. В Таджикистане тогда началась гражданская война. Заработка не было. А молодому парню куда идти? Страшно было смотреть, как граждане твоей страны идут друг на друга. У нас тогда погибло очень много людей, около 15 000. Так всё и началось. Теперь в моём личном деле есть отметка: «Восстанавливал конституционный строй в республике Таджикистан».
— Расскажите о самом важном событии в Вашей карьере?
— О самом важном? Я принимал участие в оперативно розыскной деятельности: захват героина, сопровождение военных грузов, физическая охрана, охрана военных. Все эти события очень значимы для меня.
Кривов Александр Валериевич
Звание: полковник
Место службы: Приморский край.
— Расскажите о Вашей военной карьере?
— Службу начал в 92-ом году, в Приморье, в пограничном отряде. Начинал с начальника продовольственной службы. Затем перевелся на Северо-западный пограничный округ: Карелия, Санкт-Петербург. Служил на границе с Казахстаном и на границе с Украиной.
— Чем Вы занимались в ходе службе?
— В боевых действиях участия не принимал, занимался по большей части обеспечением подразделения продовольствием, вещевым имуществом, боеприпасами, вооружением, техникой, инженерными сооружениями. Заботился о том, чтобы в домах пограничников было тепло и уютно. Так и прошли целых 25 лет моей службы.
— Расскажите о самых выдающихся событиях Вашей службы?
— Самые памятные события — это всегда события, связанные с молодостью. Когда я, молодым офицером, был отправлен в Приморье, мне довелось поучаствовать в поиске и поимке нарушителей государственных границ с Китаем. Это длилось не несколько дней и даже не недель, а месяцами.
— Вы помните присягу?
— Присягу помню очень хорошо, принимал её в 1988-ом году в Харькове. Мои родители тоже были там, хотели быть рядом в такой важный для всех военных день.
— Почему Вы пошли на военную службу?
— Потому что была семейная традиция — быть военным, хотел пойти по стопам прадеда, деда и отца. На службе я получил большой и очень важный опыт: узнал, что такое настоящая дружба, закаленная в критических ситуациях, научился проявлять благородство и ценить товарищество.
Автор: Баронова Анастасия, PR-менеджер